Танцоры часто испытывают скелетно-мышечные боли, которые приводят к потере ими трудоспособности или заставляют изменить план тренировок.
В связи с этим было проведено исследование, которое должно было показать связь между количеством и качеством движений студентов-танцоров, и уровнем их боли. В нем приняли участие 52 студентки старше 16 лет, обучающиеся балету и современным танцам. Данные собирались в 4 этапа на протяжении 12 недель – учебного семестра. В процессе студентки носили специальную сенсорную систему и сообщали о своих субъективных ощущениях. И затем серия линейных моделей определила взаимосвязь этих показателей.
Почти все студентки (50 человек) сообщали о выраженной боли, а больше половины (26 человек) говорили про боль, которая выводит из строя – на уровне 7 из 10 баллов. Чаще всего боль возникала в нижней части спины, стопах или лодыжках. У 22 человек – сразу в нескольких местах. Еще 2 человек выбыли из исследования из-за получения острых травм.
Однако никакой связи между количеством движений и потерей трудоспособности не обнаружилось. Большая часть таких случаев была связана с легкой физической нагрузкой и меньшим, чем у других, числом повторений. Кроме того, увеличение числа подъемов ног в 10 раз даже уменьшило выраженность боли – в среднем на 0,66 балла.
При этом рост нетрудоспособности (на 0,83 балла) был заметен при изменении качества движений – например, при увеличении на 10° угла подъема ноги.
Также исследование показало, что, несмотря на выраженную боль, студенты-танцоры все равно продолжали танцевать. Усиление боли приводило не к остановке, а к большей вариабельности движений. Это может быть следствием культурных установок про «танец через боль», но в любом случае подтверждает концепцию адаптации к ней.