Приветствую вас, уважаемые коллеги! Меня зовут Владислав Котляр.
Длительное время я работал врачом-терапевтом участковым в поликлинике. На прием у нас отведено довольно мало времени (как всем известно по 12 минут). Но все же приходилось успевать укладывать у себя в голове, что, где и как у человека болит, чтобы проводить дифф. диагностику боли, ставить верный диагноз (или хотя бы выбирать правильную маршрутизацию), исключать «красные флаги» и, конечно, назначать верное лечение. А пациенты с болевыми синдромами — это практически 50% от плана приема. Уверен, что сбор анамнеза у каждого отнимает немало времени и сил. А еще хочется быть уверенным, что анамнез верный и полный не только «со слов», и и в действительности.
Затем я решил стать врачом-неврологом алгологом, поступил в ординатуру и длительное время следил за проектом «Мигребот». И здесь родилась идея. А что если сделать удобный для пациента Telegram-бот, охватывающий все (или практически все) виды боли, а не только головные. Недолго рассуждая, я взялся за дело. Не вдаваясь в технические подробности, подведу итоги. Через 3 месяца я написал PAINBOT.
PAINBOT — это дневник боли, который помогает отслеживать характер, интенсивность, длительность и другие показатели боли у человека. Он позволяет не только фиксировать моменты обострения боли, но и выявлять закономерности и тенденции в ее появлении.
Что из себя представляет этот бот для пациента?
- Ежедневно бот задает несколько вопросов, а пациент на них отвечает. Обычно это занимает до 5 минут.
- Можно отслеживать боль в одной области тела или в нескольких.
- Пациент описывает локализацию боли, интенсивность, чем лечился, а бот все это записывает.
- Так получается дневник боли. Пациент может скачать его в удобном формате.
- А после отправить лечащему врачу.
Вести дневник боли — эффективный способ получить точный диагноз и правильное лечение.
А еще, если пациент захочет, бот напомнит о приеме лекарств в удобные интервалы времени.
Ниже на скриншотах покажу, как это выглядит:
Как создавался PAINBOT?
Важнейшим вопросом в разработке такого бота, конечно, была безопасность обработки данных. Но в Telegram это сделать оказалось не сложно. Поэтому данные дневника боли есть только на устройствах у самого пациента и у тех, кому пациент лично эти данные переслал.
Вторым важным вопросом было удобство использования для пациента. Эти данные были получены у самих пациентов. Просто попросил людей разного возраста и пола опробовать в использовании этот бот и дать мне обратную связь. На это ушло около 2-х месяцев, потому что людей привлечено было около 100 человек. И сейчас, если кто-то оставляет свою критику на счет пользовательского опыта, эти данные глубоко анализируются.
И, конечно, главное, чтобы врачам разных специальностей (но особенно для врачей, кто ведет пациентов с хронической болью) было достаточно информативно и удобно получать и анализировать те данные, которые PAINBOT собирает. Здесь тоже было решено не руководствоваться только своим пониманием на этот счет, а спрашивать у нейрохирургов, неврологов, анестезиологов, травматологов, ревматологов и реабилитологов. Таким образом получился перечень вопросов, который достаточен для врачей и не слишком усложняет жизнь пациентам.
Ввиду того, что дневник этот ведется по множеству областей тела пришлось оптимизировать для пациентов вопрос, как называется каждая область и где ее границы. Для этого использовался атлас Неттера, где эти границы и названия были дорисованы. Проверив, что это решение подходит врачам и понятно для пациентов, и оно было реализовано в боте, и я приступил к последней задаче.
Выгрузка данных. На данный момент реализована выгрузка данных дневника боли в виде Excel-таблицы и Doc-файла. Как показала практика это самые удобные форматы для врачей. Пока что на этапе обсуждения стоит вопрос о выгрузке в формате csv и jpeg. Но в этом плане имеются некоторые сложности и не понятна реальная потребность в этих решениях. Поэтому, уважаемые коллеги, если вы имеете мнение на этот счет, буду благодарен если вы им поделитесь. Касаемо остальных решений я тоже открыт вашей критике.
И наконец, как мне кажется, каждому врачу важно, чтобы его пациента не увели. Поэтому в PAINBOT нет никакой рекламы, бот может лишь просто предложить обратиться за медицинской помощью, если заметит, что пациент часто принимает обезболивающие средства или если часто возникает болевой синдром 7 и более баллов.
Хотелось бы привести несколько выгрузок из PAINBOT, где все хорошо видно на примерах.
В заключение хочется сказать, что PAINBOT лично для меня стал хорошим решением для работы на приеме и для ведения пациентов с хронической болью. Попробуйте им воспользоваться сами, и возможно, этот инструмент вам тоже подойдет.